Психология спора. Как правильно вести себя в споре

18 января 2017 г.

Что такое спор? Это резкое столкновение мыслей и позиций разных людей к определенным аспектам жизни.  

Эффективная коммуникация не может допускать возникновения спорных ситуаций. Невозможно выиграть в споре – это иллюзия. Перепалка только демонстрирует, что одна сторона не способна пойти на компромисс, а другая выглядит беспомощной. Проигравший в споре всегда пойдет на любые меры, только чтобы вернуть свое положение, отстоять свою позицию. Нельзя утверждать, что в споре рождается истина, хоть этому выражению уже много лет. Обычно продуктами спора становятся враждебность и недопонимание. Хороший коммуникатор должен всеми силами избегать конфликтных ситуаций. Это касается не только непосредственно спора, но и любого участия в нем, даже в роли третьей стороны. Отдав предпочтение одному, можно потерять доверие другого. Этот постулат открывает основные правила ведения спора.

Нельзя допускать возникновения спора любой ценой

Если вы хотите выйти победителем в конфликтной ситуации, то вам необходимо изменить мнение и позицию собеседника. Только так можно достичь успеха в споре. Но эффективный диалог может резко перейти в иное русло, превратиться в перепалку. Нужно сдерживать свои возможности, не доводить до обострения конфликта.

Иногда уйти от спора невозможно, так как вовлеченность является спонтанной, независимой от коммуникатора. В этом случае стоит сгладить ситуацию, снизить накал страстей. Эффективный коммуникатор может не только умерить пыл оппонента, но и помочь ему сохранить лицо в конфликтной ситуации. При этом коммуникатор умеет донести до собеседника собственные мысли и идеи. Для грамотного продвижения своих установок, для создания спокойной дискуссии, необходимо использовать второй пункт, который входит в правила ведения спора.

Больше узнать о мнении собеседника, о его взглядах на проблему

Никогда нельзя задевать самолюбие оппонента, занижать его самооценку. Это может привести к негативным последствиям. Ваши мысли не должны быть навязаны, не стоит перебивать оппонента и насильно продвигать ему собственное мнение.

Преимущество «разведывательных действий» заключается не только в возможности оценить ситуацию. Оппонент, высказывая свои мысли, постепенно успокаивается, исчезает его агрессивность и излишняя эмоциональность. Собеседник перестает воспринимать коммуникатора как врага. А если вы еще будете задавать дополнительные вопросы, позволяющие прояснить ситуацию, то сможете лучше понять все претензии, которые выдвигаются в адрес вашей позиции по вопросу.

Не стоит забывать, пока собеседник полностью не выговорится, пока он не озвучит свои мысли целиком, то он не будет вас слушать. Он психологически еще не готов к этому. Для эффективной коммуникации необходимо подготовить почву, чтобы ваши собственные идеи лучше укоренились в сознании оппонента.

Собеседник должен понимать, что вы цените его идеи и позицию

Хороший коммуникатор умеет сделать из любого спора нормальное продуктивное общение. Для этого нужно показать, что вы прислушиваетесь к мнению собеседника, что его позиция важна для вас. Когда оппонент полностью объяснит свои идеи, не стоит торопиться с высказыванием ваших мыслей.

Для начала нужно задать уточняющие вопросы, чтобы противоположное мнение стало более понятным и прозрачным.
Затем стоит дать понять, что вы не только уважаете позицию оппонента, но и размышляете над ней. Если продемонстрировать свою заинтересованность, то можно убедить оппонента в ценности его идей. Если вы раздумываете, значит, он точно сказал что-то значимое и интересное. И наоборот, слишком быстрый ответ может расцениваться как неуважение и отсутствие интереса к противоположному мнению.

Нельзя стремиться к полному поражению оппонента

Проигрыш в споре – это серьезный удар по репутации, который может впоследствии негативно сказаться на продуктивности общения. Не стоит желать оппоненту полного краха, дайте ему «сохранить лицо».

Спор можно сравнить с тараном, со столкновением. Но это столкновение не должно выглядеть как конфликт. Грамотный спорщик не дает повода для враждебности, не показывает, что он намеревается полностью разбить собеседника в споре, раздавить его. Иначе вы потеряете возможность в дальнейшем наладить контакт. Либо вы выбираете победу в единичном споре, либо предпочитаете и дальше продуктивно общаться и сотрудничать со своим оппонентом. Получить все и сразу невозможно.

У каждого участника спора есть доводы и позиции, которые являются несущественными. Хороший коммуникатор умеет пожертвовать этими доводами в угоду оппонента. Лучше сдать позиции в незначительных вопросах, зато укрепиться в более важных аспектах. Стоит признать правоту собеседника в мелочах. Без этих уступок даже самый конструктивный спор превращается в бойню, в желание полностью уничтожить противоположное мнение. Положительного результата от такой перепалки точно не будет. Эффективная коммуникация не разделяет подобной категоричности.

Ведите себя сдержано и подбирайте точные определения

Правила ведения спора и полемики предполагают, что коммуникатор будет спокоен и рассудителен.

Не всегда аргументы могут быть полными и достаточными. Чтобы закрепить позицию в споре, человек может намеренно преувеличить их значение, заставить собеседника прислушиваться к собственному мнению. Для этого в разгаре спора мы можем повышать голос, перебивать оппонента, переходить на грубости. Естественно, что такие меры нанесут эффективной дальнейшей коммуникации непоправимый вред или вовсе исключат ее возможность.

Повышение голоса и угрозы не принесут необходимого результата. А спокойный тон и смирение, наоборот, могут заставить прислушаться к себе, обратить внимание на противоположную точку зрения.

Используйте третью сторону

Правила поведения в споре рекомендуют использовать помощь посторонних людей, если полемика приближается к перепалке.

Сама ситуация спора – это изначально недружелюбная атмосфера. Собеседники не воспринимают полярную позицию, скептически настроены к ней. А значит, они хуже воспринимают противоположное мнение, не станут прислушиваться к позиции, отличной от их взглядов. Но аргументы третьей стороны, которая не участвует в конфликте, будут иметь гораздо больший вес. Из-за отсутствия враждебности эти аргументы будут лучше приняты и поняты.

Также использование третьей стороны будет полезно для поддержания самооценки оппонента. Ваши мысли и идеи будут озвучены, донесены до собеседника, при этом сам он не пострадает. Если третья сторона является авторитетом для вашего оппонента, то это существенно упрощает задачу. Эффективный коммуникатор может использовать в качестве третьей стороны своего человека, который будет доносить до оппонента нужные мысли, при этом связь коммуникатора и третьей стороны не будет видна.

Позвольте собеседнику сохранить лицо в споре

Основой спора является возражение. Во всяком случае, когда спор не перешел в состояние перебранки. Чаще всего именно с возражения начинается спор.

Как только человек видит возражение, то он должен принять решение, как дальше действовать. Можно сразу перевести диалог в русло спора, выставить собственную аргументацию. Другой вариант – использование возражения в своих целях, нелинейное воздействие. У каждого возражения есть своя причина, которую коммуникатор должен выяснить.

отсутствие необходимой информации;
конфликт воссозданной картины мира с реальностью;
нежелание потерять позицию в споре;
другие личные причины.

Если оппонент настаивает на своем мнении, если он твердо в нем уверен, то ему будет довольно сложно отступиться от своих взглядов. В пылу конфликта он будет использовать все возможные методы, чтобы выйти победителем. Основа этого поведения – страх потерять лицо, нежелание осознать свою неправоту.

Можно перевести спор в другую плоскость. Но для этого коммуникатор должен понять, почему возникло возражение, что стало его причиной. Правила проведения спора утверждают, что грамотная дискуссия способна не только донести до собеседника другое мнение, но и избавить его от необходимости биться из последних сил. Опытный коммуникатор может помочь собеседнику обратить внимание на другую точку зрения.

Если грамотно проанализировать происхождение возражений, то можно помочь оппоненту сохранить статус-кво. Так коммуникатор будет уверен, что дальнейшее деловое общение не прекратится из-за одного спора. А результатом полемики станет умелое изменение мнения оппонента в своих целях.

Чтобы возражение исчезло, необходимо определить причину его появления и устранить ее. Если причина возражения кроется в отсутствии информации, то просто предоставьте ее собеседнику.

– Мне понятна ваша точка зрения, однако обратите внимание на факты, которые вам не были известны.

Также действенные правила спора помогают достичь соглашения, если коммуникатор выявляет ошибки во взглядах оппонента самостоятельно.

– Я бы тоже пришел к этому мнению при воздействии сходных обстоятельств.

Или:

– Сначала я тоже так думал, но после получения дополнительной информации мое мнение изменилось.

Еще один способ, позволяющий избежать губительной полемики, предполагает демонстрацию оппоненту приемлемого выхода из спора, который не затронет его репутацию и статус-кво. Сначала требуется подробно изучить все особенности мнения собеседника, определить точки напряжения. Затем просто покажите ему, как можно покинуть спор, не потеряв лицо. Этот метод использует все вышеперечисленные правила, зато он способен помочь выйти из кризисной ситуации с наименьшими потерями для обеих сторон.

Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий


Captcha

Похожие статьи

  • 5 действий, избавляющих от негативного мышления 10 июля 2017 г.
    5 действий, избавляющих от негативного мышления
    Мы действуем так, как мы думаем и чувствуем. Когда мы избавляемся от негативных мыслей, вместе с ними из нашей жизни уходят страдания и боль.
  • Большая разница. Топ-10 жизненных принципов, которые ломают стереотипы о состоятельных людях 10 июля 2017 г.
    Большая разница. Топ-10 жизненных принципов, которые ломают стереотипы о состоятельных людях
    Джейми Фрейтер, основатель и шеф-редактор Listverse, уверен: тяга к показухе — одна из самых странных особенностей современного общества. "Многие люди изо всех сил стараются казаться богаче, чем они есть на самом деле, даже действуя себе во вред", — поясняет он. Легкодоступные кредиты лишь подпитывают нездоровые стремления.
  • Как отпустить негативные мысли   24 мая 2017 г.
    Как отпустить негативные мысли
    Всякое внутреннее сопротивление ощущается как негативность — в той или иной форме. Негативность — это всегда сопротивление. В данном контексте эти слова почти синонимы.
  • Как повысить самооценку: советы психологов 19 апреля 2017 г.
    Как повысить самооценку: советы психологов
    Как описывают психологи, здоровое чувство собственного достоинства как реалистичное положительное мнение о самом себе. Вот несколько шагов, которые вы можете сделать, чтобы повысить чувство собственного достоинства.
  • Как избавиться от обидчивости 5 апреля 2017 г.
    Как избавиться от обидчивости
    Все когда-нибудь испытывали чувство обиды. Это естественная эмоция человека. Случились какие-то неприятности, что-то произошло вопреки ожиданиям - возникает обида – своеобразная защитная реакция психики на то, что разум не может принять в данный момент.
  • Слова благодарности помогают людям бороться с депрессией 15 февраля 2017 г.
    Слова благодарности помогают людям бороться с депрессией
    Исследователи утверждают, что в ходе осуществления новых испытаний врачам удалось найти новый способ лечения психических расстройств.
  • О чем говорить с незнакомцем: 5 беспроигрышных тем от психолога 9 февраля 2017 г.
    О чем говорить с незнакомцем: 5 беспроигрышных тем от психолога
    Тебе частенько приходится бывать в больших компаниях? Тогда перед тобой все время стоит вопрос – о чем говорить с незнакомыми людьми. «Лиза» поможет найти язык с новыми друзьями: предлагаем 5 основных тем, на которые можно поговорить с незнакомыми людьми.
  • Коммуникабельный человек! Если это не про Вас, то узнайте как им стать 9 февраля 2017 г.
    Коммуникабельный человек! Если это не про Вас, то узнайте как им стать
    В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых.
  • Время разговора: как добиться своего и не поссориться 18 января 2017 г.
    Время разговора: как добиться своего и не поссориться
    Мы терпеть этого не можем, но все равно приходится: говорить людям то, что они слышать не хотят. А поскольку ссориться тоже никто не любит, нужно найти способ вести трудные разговоры так, чтобы добиться своего, и не обидеть собеседника насмерть.
  • Почему женщины играют в азартные игры? Женская психология  8 декабря 2016 г.
    Почему женщины играют в азартные игры? Женская психология
    Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что женщины стали постоянными посетители казино и принимают активное участие в бесплатных игровых автоматах онлайн.

Гороскоп